Указ Петра I о создании в Москве школы математических и навигационных наук - первого в России военно-морского учебного заведения (1701г. 14.01)
С июня 1701 школа была размещена в удобной для астрономических наблюдений Сретенской (Сухарева) башне. Во главе школы был поставлен боярин Ф. А. Головин. В ней обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фехтованию. Высшей ступенью считались морские науки: навигация, астрономия, география. Преподавались также ведение шканечного журнала и счисление пути корабля. К лету 1702 в ней насчитывалось 180, а к январю 1703 уже 300 учеников. Это были в основном дети дворян и гвардейских солдат.
Срок обучения установлен не был. Науки изучались последовательно: изучившие арифметику переводились в класс геометрии, затем - тригонометрии, потом - в мореходные классы. Самые способные заканчивали школу за четыре года. В числе первых преподавателей был талантливый педагог Л. Ф. Магницкий - лингвист, математик, физик, географ, астроном, специалист в области гуманитарных наук. В 1703 он издал "Арифметику" - первый отечественный труд по математике и мореходной астрономии, создал учебники, пособия, таблицы.
В 1705 состоялся первый выпуск (64 человека). Большинство из них были назначены на государственную службу в военные и гражданские учреждения, а остальных направили на строившийся в то время БФ. Выпускники школы отличились в Северной войне (К. Н. Зотов, П. Чихачев и другие), стали соратниками Петра I в создании Российского флота (С. Лопухин, Ф. И. Соймонов), мореплавателями (А. И. Кожин, С. Г. Малыгин, Г. Золотарев), учеными. По указу Петра 1 от 1.1О 1715 200 учеников старших (мореходных) классов были переведены в Санкт-Петербург, где открывалась Морская академия (Академия морской гвардии). Еще 100 человек были приняты на месте.
Академия готовила офицеров флота, геодезистов, картографов. Ее выпускникам присваивалось звание"гардемарин". Первоначально академия размещалась в доме купца Кикина (на нынешней Дворцовой площади). В 1733 была переведена на Васильевский о-в. В 1743 получила дворец фельдмаршала Б. К. Миниха на углу набережной Невы и 12-й линии Васильевского о-ва. 15.12 1752 Морская академия была преобразована в Морской шляхетный (дворянский) кадетский корпус, который просуществовал до Великой Октябрьской социалистической революции.
Из стен его вышли замечательные флотоводцы, выдающиеся мореплаватели, ученые и деятели культуры, революционеры, принесшие заслуженную славу отечественному флоту. Среди них Г. А. Спиридов, Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, А. И. Казарский, Г. И. Бутаков, В. С. Завойко, А. И. Чириков, С. И. Челюскин, С. Г. Малыгин, Д. Я. Лаптев, X. П. Лаптев, И. Ф. Крузенштерн, Ф. П. Врангель, О. Е. Коцебу, Ю. Ф. Лисянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, Г. И. Невельской, В. И. Даль, Н. А. Римский-Корсаков, К. М. Станюкович, А. П. Боголюбов, В. В. Верещагин, А. А. Попов, А. Н. Крылов, Ю. М. Шокальский, А. И. Берг, Н. А. Бестужев, К. П. Торсон, А. П. Арбузов, П. П. Шмидт.
В октябре 1918 на базе Морского кадетского корпуса было создано первое учебное заведение РККФ - Курсы командного состава. Ныне это Высшее военно-морское ордена Ленина, Краснознаменное, ордена Ушакова училище имени М. В. Фрунзе. Старейшее военно-морское училище окончили многие выдающиеся советские флотоводцы и деятели флота, герои гражданской и Великой Отечественной войн, командующие флотами и флотилиями, адмиралы и офицеры. Среди них первые руководители ВМФ в период гражданской войны и иностранной интервенции В. М. Альтфатер, Е. А. Беренс, А. К. Векмаи, М. В. Викторов, А. В. Немитц, М. В. Иванов, А. П. Зеленой, командующие и руководители ВМФ в годы Великой Отечественной войны Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, адмиралы В. А. Алафузов, Л. М. Галлер, Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков, адмиралы А. Г. Головко, Ф. С. Октябрьский, В. Ф. Трибуц, вице-адмиралы В. В. Григорьев и В. С. Чероков, а также адмиралы флота Г. М. Егоров, В. А. Касатонов, С. М. Лобов, Н. Д. Сергеев, Н. И. Смирнов, В. Н. Чернавин, адмиралы Н. Н. Амелько, Ф. В. Зозуля, В. В. Михайлин, А. Е. Орел, В. С. Сысоев, В. А. Фокин и другие. Многие фрунзевцы награждены орденами и медалями, более 70 из них стали Героями Советского Союза, несколько человек - Героями Социалистического Труда.
О массовом внедрении арифметики и геометрии 18 января 1716 года
О посылке в Губернии по два учителя для обучения детей Арифметике и Геометрии
...В Губерниях дьячьих и подьяческих и всякаго чина людей, детей... учить цыфири и некоторую часть Геометрии, и для того учения взять... таких, которые Географию и Геометрию выучили, и послать во всякую Губернию по два человека...
Обязательное обучение
Такой наблюдатель, как Посошков, имеет цену показателя, во сколько следует учитывать действительное значение идеального строя, какой созидался законодательством преобразователя. Этот учет приложим и к такой подробности, как установленный Петром порядок отбывания дворянской службы. Петр удержал прежний служебный возраст дворянина - с 15 лет; но теперь обязательная служба осложнена была новой подготовительной повинностью - учебной, состоявшей в обязательном начальном обучении. По указам 20 января и 28 февраля 1714 г. дети дворян и приказного чина, дьяков и подьячих, должны обучиться цифири, т. е. арифметике, и некоторой части геометрии, и полагался "штраф такой, что не вольно будет жениться, пока сего выучится"; венечных памятей не давали без письменного удостоверения о выучке от учителя. Для этого предписано было во всех губерниях при архиерейских домах и в знатных монастырях завести школы, а учителями посылать туда учеников заведенных в Москве около 1703 г. математических школ, тогдашних реальных гимназий; учителю назначалось жалованья 300 рублей в год на наши деньги. Указы 1714 г. вводили совершенно новый факт в историю русского просвещения, обязательное обучение мирян. Дело задумано было в крайне скромных размерах. На каждую губернию назначено было всего по два учителя из учеников математических школ, выучивших географию и геометрию. Цифирь, начальная геометрия и кой-какие сведения по закону божию, помещавшиеся в тогдашних букварях, - вот и весь состав начального обучения, признанный достаточным для целей службы; расширение его пошло бы в ущерб службе. Предписанную программу дети должны были пройти в возрасте от 10 до 15 лет, когда обязательно кончалось учение, потому что начиналась служба. По указу 17 октября 1723 г. светских чинов людей держать в школах далее 15 лет не велено, "хотя б они и сами желали, дабы под именем той науки от смотров и определения в службу не укрывались". Но опасность грозила совсем не с этой стороны, и здесь опять припоминается Посошков: тот же указ говорит, что архиерейские школы в прочих епархиях, кроме одной новогородской, до 1723 г. "еще не определены", а цифирные школы, возникавшие независимо от архиерейских и предназначавшиеся, по-видимому, стать всесословными, с трудом кой-где существовали: инспектор таких школ в Пскове, Новгороде, Ярославле, Москве и Вологде в 1719 г. доносил, что только в ярославскую школу выслано было 26 учеников из церковников, "а в прочие школы ничего учеников в высылке не было", так что учителя без дела сидели и даром жалованье получали. Дворяне страшно тяготились цифирной повинностью, как бесполезным бременем, и всячески старались от нее укрыться. Раз толпа дворян, не желавших поступить в математическую школу, записалась в духовное Заиконоспасское училище в Москве. Петр велел взять любителей богословия в Петербург в морскую школу и в наказание заставил их бить сваи на Мойке. Генерал-адмирал Апраксин, верный древнерусским понятиям родовой чести, обиделся за свою младшую братию и в простодушной форме выразил свой протест. Явившись на Мойку и завидя приближающегося царя, он снял с себя адмиральский мундир с андреевской лентой, повесил его на шест и принялся усердно вколачивать сваи вместе с дворянами. Петр, подошедши, с удивлением спросил: "Как, Федор Матвеевич, будучи генерал-адмиралом и кавалером, да сам вколачиваешь сваи?" Апраксин шутливо ответил: "Здесь, государь, бьют сваи все мои племянники да внучата (младшая братия, по местнической терминологии), а я что за человек, какое имею в роде преимущество?"
Об обучении в училищах
Об основании школы математических и навигацких наук (1701 г.)
Великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и белыя России самодержец... указал именным своим, великого государя, повелением... на славу всеславного имени всемудрейшего бога и своего богосодержимого храбропремудрейшего царствования, во избаву же и пользу православного христианства быть математических и навигацких, т.е. мореходных хитростных наук учению.
Во учителях же тех наук быть англинския земли урожденным: математической — Андрею Данилову сыну Фархварсону, навигацкой — Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избрать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм... ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день, а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения.
А для тех наук определить двор в Кадашеве... и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Г.И.Головину свой, великого государя, указ; и взяв тот двор и усмотрев всякие нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты.
Сенату (1714г.)
...Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцев, приказного чина цифири, геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего учится...
А сего января 18 числа великий государь указал, по имянному своему, великого государя, указу, в вышеписанных науках учить детей в губерниях дьячьих и подъяческих и всякого чина людей... окроме дворянских детей, и для того учения взять по прежнему из школы таких, которые географию и геометрию выучили, и послать во всякую губернию по два человека, а в губерниях оным при той науке быть, как о том в прежнем его, великого государя, указе назначено, и оных учителей на Москве из адмиралтейской канцелярии отослать в канцелярию сенацкого правления, а из сенацкой канцелярии разослать их по губерниям. И тайному советнику, адмиралу, генералу и кавалеру и губернатору и президенту адмиралтейств графу Федору Матвеевичу Апраксину с товарищи учинить о том по сему его, великого государя, имянному указу.
Подлинный указ за приписанием руки сенатора графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина.
...Послать во все губернии из адмиралтейской канцелярии, взяв из школы математической учеников по два человека, которые окончили геометрию, не из знатных пород, и велеть им в тех губерниях обучать поповских и других церковного, також и купеческого чину и дворовых людей детей, кроме шляхетства, арифметике... и для того послать с ними к губернаторам свои, великого государя, грамоты, означа в оных, дабы они всякой в своей губернии объятии о том архиереям, чтоб они о том вышеозначенном ради всенародной пользы обучения были известны и тем пышеписанным, послойным с Москвы, в бытность их при учении велели давать кормовых денег по три алтына по две деньги человеку на день из их архиерейских доходов и приказали б, кому пристойно, над ними надзирать непрестанно, чтоб те посланные собранных детей обучали, а дети учились со всяким тщанием, безленностно, и для того велели б во всех городах поповских, дьяконских и другого церковного чина не женатых всех переписать и к тому обучению во определенные места высылать немедленно, а протчих чинов детей, кроме шляхетства, призывать, чтоб они шли в то учение без всякого сумнительства и опасения, ибо то его величества соизволение не ради чего другого, но для народной пользы; и не обуча церковного чина детей женить и венечных памятей давать не велеть, и коликое число в которой губернии вышеозначенных детей и с каких чинов во учение в записке и кто из них из науки в науку превосходить будет и кто науку окончит, о том в адмиралтейскую канцелярию писать и присылать верные ведомости всегодно за руками посланных с Москвы учеников, а для той посылки избрать в Москве изо всех учеников добрых и постоянных людей и о том к учителям послать указ.
Сей великого государя указ приказал записать адмирал генерал кавалер, губернатор, тайный советник и президент адмиралтейств граф Федор Матвеевич Апраксин.
О Морской академии (1719г.)
В Академии учить наукам: арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии, рисовать и воинским обучениям; мушкетами и на рапирах и некоторых астрономии. И для того учения учителей, которых наук ныне в Академии не обретается, прибрать способных, а для раздачи денежные казны комиссара, а для смотрения над учителями и над школьниками товарища да для перевода книг, принадлежащих к наукам, переводчика.
С июня 1701 школа была размещена в удобной для астрономических наблюдений Сретенской (Сухарева) башне. Во главе школы был поставлен боярин Ф. А. Головин. В ней обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фехтованию. Высшей ступенью считались морские науки: навигация, астрономия, география. Преподавались также ведение шканечного журнала и счисление пути корабля. К лету 1702 в ней насчитывалось 180, а к январю 1703 уже 300 учеников. Это были в основном дети дворян и гвардейских солдат.
Срок обучения установлен не был. Науки изучались последовательно: изучившие арифметику переводились в класс геометрии, затем - тригонометрии, потом - в мореходные классы. Самые способные заканчивали школу за четыре года. В числе первых преподавателей был талантливый педагог Л. Ф. Магницкий - лингвист, математик, физик, географ, астроном, специалист в области гуманитарных наук. В 1703 он издал "Арифметику" - первый отечественный труд по математике и мореходной астрономии, создал учебники, пособия, таблицы.
В 1705 состоялся первый выпуск (64 человека). Большинство из них были назначены на государственную службу в военные и гражданские учреждения, а остальных направили на строившийся в то время БФ. Выпускники школы отличились в Северной войне (К. Н. Зотов, П. Чихачев и другие), стали соратниками Петра I в создании Российского флота (С. Лопухин, Ф. И. Соймонов), мореплавателями (А. И. Кожин, С. Г. Малыгин, Г. Золотарев), учеными. По указу Петра 1 от 1.1О 1715 200 учеников старших (мореходных) классов были переведены в Санкт-Петербург, где открывалась Морская академия (Академия морской гвардии). Еще 100 человек были приняты на месте.
Академия готовила офицеров флота, геодезистов, картографов. Ее выпускникам присваивалось звание"гардемарин". Первоначально академия размещалась в доме купца Кикина (на нынешней Дворцовой площади). В 1733 была переведена на Васильевский о-в. В 1743 получила дворец фельдмаршала Б. К. Миниха на углу набережной Невы и 12-й линии Васильевского о-ва. 15.12 1752 Морская академия была преобразована в Морской шляхетный (дворянский) кадетский корпус, который просуществовал до Великой Октябрьской социалистической революции.
Из стен его вышли замечательные флотоводцы, выдающиеся мореплаватели, ученые и деятели культуры, революционеры, принесшие заслуженную славу отечественному флоту. Среди них Г. А. Спиридов, Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, А. И. Казарский, Г. И. Бутаков, В. С. Завойко, А. И. Чириков, С. И. Челюскин, С. Г. Малыгин, Д. Я. Лаптев, X. П. Лаптев, И. Ф. Крузенштерн, Ф. П. Врангель, О. Е. Коцебу, Ю. Ф. Лисянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, Г. И. Невельской, В. И. Даль, Н. А. Римский-Корсаков, К. М. Станюкович, А. П. Боголюбов, В. В. Верещагин, А. А. Попов, А. Н. Крылов, Ю. М. Шокальский, А. И. Берг, Н. А. Бестужев, К. П. Торсон, А. П. Арбузов, П. П. Шмидт.
В октябре 1918 на базе Морского кадетского корпуса было создано первое учебное заведение РККФ - Курсы командного состава. Ныне это Высшее военно-морское ордена Ленина, Краснознаменное, ордена Ушакова училище имени М. В. Фрунзе. Старейшее военно-морское училище окончили многие выдающиеся советские флотоводцы и деятели флота, герои гражданской и Великой Отечественной войн, командующие флотами и флотилиями, адмиралы и офицеры. Среди них первые руководители ВМФ в период гражданской войны и иностранной интервенции В. М. Альтфатер, Е. А. Беренс, А. К. Векмаи, М. В. Викторов, А. В. Немитц, М. В. Иванов, А. П. Зеленой, командующие и руководители ВМФ в годы Великой Отечественной войны Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, адмиралы В. А. Алафузов, Л. М. Галлер, Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков, адмиралы А. Г. Головко, Ф. С. Октябрьский, В. Ф. Трибуц, вице-адмиралы В. В. Григорьев и В. С. Чероков, а также адмиралы флота Г. М. Егоров, В. А. Касатонов, С. М. Лобов, Н. Д. Сергеев, Н. И. Смирнов, В. Н. Чернавин, адмиралы Н. Н. Амелько, Ф. В. Зозуля, В. В. Михайлин, А. Е. Орел, В. С. Сысоев, В. А. Фокин и другие. Многие фрунзевцы награждены орденами и медалями, более 70 из них стали Героями Советского Союза, несколько человек - Героями Социалистического Труда.
О массовом внедрении арифметики и геометрии 18 января 1716 года
О посылке в Губернии по два учителя для обучения детей Арифметике и Геометрии
...В Губерниях дьячьих и подьяческих и всякаго чина людей, детей... учить цыфири и некоторую часть Геометрии, и для того учения взять... таких, которые Географию и Геометрию выучили, и послать во всякую Губернию по два человека...
Обязательное обучение
Такой наблюдатель, как Посошков, имеет цену показателя, во сколько следует учитывать действительное значение идеального строя, какой созидался законодательством преобразователя. Этот учет приложим и к такой подробности, как установленный Петром порядок отбывания дворянской службы. Петр удержал прежний служебный возраст дворянина - с 15 лет; но теперь обязательная служба осложнена была новой подготовительной повинностью - учебной, состоявшей в обязательном начальном обучении. По указам 20 января и 28 февраля 1714 г. дети дворян и приказного чина, дьяков и подьячих, должны обучиться цифири, т. е. арифметике, и некоторой части геометрии, и полагался "штраф такой, что не вольно будет жениться, пока сего выучится"; венечных памятей не давали без письменного удостоверения о выучке от учителя. Для этого предписано было во всех губерниях при архиерейских домах и в знатных монастырях завести школы, а учителями посылать туда учеников заведенных в Москве около 1703 г. математических школ, тогдашних реальных гимназий; учителю назначалось жалованья 300 рублей в год на наши деньги. Указы 1714 г. вводили совершенно новый факт в историю русского просвещения, обязательное обучение мирян. Дело задумано было в крайне скромных размерах. На каждую губернию назначено было всего по два учителя из учеников математических школ, выучивших географию и геометрию. Цифирь, начальная геометрия и кой-какие сведения по закону божию, помещавшиеся в тогдашних букварях, - вот и весь состав начального обучения, признанный достаточным для целей службы; расширение его пошло бы в ущерб службе. Предписанную программу дети должны были пройти в возрасте от 10 до 15 лет, когда обязательно кончалось учение, потому что начиналась служба. По указу 17 октября 1723 г. светских чинов людей держать в школах далее 15 лет не велено, "хотя б они и сами желали, дабы под именем той науки от смотров и определения в службу не укрывались". Но опасность грозила совсем не с этой стороны, и здесь опять припоминается Посошков: тот же указ говорит, что архиерейские школы в прочих епархиях, кроме одной новогородской, до 1723 г. "еще не определены", а цифирные школы, возникавшие независимо от архиерейских и предназначавшиеся, по-видимому, стать всесословными, с трудом кой-где существовали: инспектор таких школ в Пскове, Новгороде, Ярославле, Москве и Вологде в 1719 г. доносил, что только в ярославскую школу выслано было 26 учеников из церковников, "а в прочие школы ничего учеников в высылке не было", так что учителя без дела сидели и даром жалованье получали. Дворяне страшно тяготились цифирной повинностью, как бесполезным бременем, и всячески старались от нее укрыться. Раз толпа дворян, не желавших поступить в математическую школу, записалась в духовное Заиконоспасское училище в Москве. Петр велел взять любителей богословия в Петербург в морскую школу и в наказание заставил их бить сваи на Мойке. Генерал-адмирал Апраксин, верный древнерусским понятиям родовой чести, обиделся за свою младшую братию и в простодушной форме выразил свой протест. Явившись на Мойку и завидя приближающегося царя, он снял с себя адмиральский мундир с андреевской лентой, повесил его на шест и принялся усердно вколачивать сваи вместе с дворянами. Петр, подошедши, с удивлением спросил: "Как, Федор Матвеевич, будучи генерал-адмиралом и кавалером, да сам вколачиваешь сваи?" Апраксин шутливо ответил: "Здесь, государь, бьют сваи все мои племянники да внучата (младшая братия, по местнической терминологии), а я что за человек, какое имею в роде преимущество?"
Об обучении в училищах
Об основании школы математических и навигацких наук (1701 г.)
Великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и белыя России самодержец... указал именным своим, великого государя, повелением... на славу всеславного имени всемудрейшего бога и своего богосодержимого храбропремудрейшего царствования, во избаву же и пользу православного христианства быть математических и навигацких, т.е. мореходных хитростных наук учению.
Во учителях же тех наук быть англинския земли урожденным: математической — Андрею Данилову сыну Фархварсону, навигацкой — Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избрать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм... ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день, а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения.
А для тех наук определить двор в Кадашеве... и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Г.И.Головину свой, великого государя, указ; и взяв тот двор и усмотрев всякие нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты.
Сенату (1714г.)
...Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцев, приказного чина цифири, геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего учится...
А сего января 18 числа великий государь указал, по имянному своему, великого государя, указу, в вышеписанных науках учить детей в губерниях дьячьих и подъяческих и всякого чина людей... окроме дворянских детей, и для того учения взять по прежнему из школы таких, которые географию и геометрию выучили, и послать во всякую губернию по два человека, а в губерниях оным при той науке быть, как о том в прежнем его, великого государя, указе назначено, и оных учителей на Москве из адмиралтейской канцелярии отослать в канцелярию сенацкого правления, а из сенацкой канцелярии разослать их по губерниям. И тайному советнику, адмиралу, генералу и кавалеру и губернатору и президенту адмиралтейств графу Федору Матвеевичу Апраксину с товарищи учинить о том по сему его, великого государя, имянному указу.
Подлинный указ за приписанием руки сенатора графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина.
...Послать во все губернии из адмиралтейской канцелярии, взяв из школы математической учеников по два человека, которые окончили геометрию, не из знатных пород, и велеть им в тех губерниях обучать поповских и других церковного, також и купеческого чину и дворовых людей детей, кроме шляхетства, арифметике... и для того послать с ними к губернаторам свои, великого государя, грамоты, означа в оных, дабы они всякой в своей губернии объятии о том архиереям, чтоб они о том вышеозначенном ради всенародной пользы обучения были известны и тем пышеписанным, послойным с Москвы, в бытность их при учении велели давать кормовых денег по три алтына по две деньги человеку на день из их архиерейских доходов и приказали б, кому пристойно, над ними надзирать непрестанно, чтоб те посланные собранных детей обучали, а дети учились со всяким тщанием, безленностно, и для того велели б во всех городах поповских, дьяконских и другого церковного чина не женатых всех переписать и к тому обучению во определенные места высылать немедленно, а протчих чинов детей, кроме шляхетства, призывать, чтоб они шли в то учение без всякого сумнительства и опасения, ибо то его величества соизволение не ради чего другого, но для народной пользы; и не обуча церковного чина детей женить и венечных памятей давать не велеть, и коликое число в которой губернии вышеозначенных детей и с каких чинов во учение в записке и кто из них из науки в науку превосходить будет и кто науку окончит, о том в адмиралтейскую канцелярию писать и присылать верные ведомости всегодно за руками посланных с Москвы учеников, а для той посылки избрать в Москве изо всех учеников добрых и постоянных людей и о том к учителям послать указ.
Сей великого государя указ приказал записать адмирал генерал кавалер, губернатор, тайный советник и президент адмиралтейств граф Федор Матвеевич Апраксин.
О Морской академии (1719г.)
В Академии учить наукам: арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии, рисовать и воинским обучениям; мушкетами и на рапирах и некоторых астрономии. И для того учения учителей, которых наук ныне в Академии не обретается, прибрать способных, а для раздачи денежные казны комиссара, а для смотрения над учителями и над школьниками товарища да для перевода книг, принадлежащих к наукам, переводчика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий